Об авторе
министр цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики Михаил Степанов
В Чувашской Республике управление на основе данных является новым направлением деятельности. В рамках развития данного направления Центр цифровой трансформации Чувашской Республики провёл масштабную работу, по итогам которой разработаны нормативно-правовые акты и назначены ответственные за разработку надежной единой архитектуры данных в Чувашской Республике. Функции офиса управления данными закреплены также в уставе организации.
Результаты работы центра легли в основу концепции управления данными Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.07.2023 № 730-р. В документе описано текущее состояние, а именно децентрализованная работа с государственными данными в республике, а также определение мастер-данных по направлению деятельности органов власти, сведения об источниках получения информации по показателям их деятельности, периодичности обновления и потребителей данных, перечне информационных ресурсов (информационных систем), используемых в работе. Здесь же приводятся перспективы решения выявленных проблем и обосновывается необходимость интеграции с Ситуационным центром главы Чувашской Республики.
Исключение дублирующих потоков данных – однократное предоставление данных и многократное их использование, минимизация бумажных носителей информации, обеспечение доступности и качества данных для организации централизованного взаимодействия с национальной системой управления данными – одни из ожидаемых результатов реализации концепции. На основе этих фундаментальных принципов и на базе типового программного обеспечения «Витрины данных» спроектирована архитектура технологического решения.
В прошлом году, в соответствии с утверждённым планом-графиком, региональным разработчиком был разработан и внедрён цифровой инструмент для сбора, актуализации и деперсонифицированного анализа государственных данных всех уровней исполнительной власти Чувашской Республики, организации региональной витрины данных и механизмов межведомственного и межсистемного информационного взаимодействия с применением единых стандартов.
Региональное озеро данных реализовано на базе государственной информационной системы «Региональная информационная система межведомственного взаимодействия Чувашской Республики» (далее — РСМВ) в виде подсистемы актуализации витрин данных. Графическая схема архитектуры системы представлена на рисунке 1. Архитектура регионального озера данных предусматривает следующие технологические компоненты:
- сервис идентификации и аутентификации, обеспечивающий единый механизм идентификации, аутентификации и авторизации пользователей и внешних информационных систем при подключении к Системе;
- модуль управления данными, регулирующий правила ведения, актуализации, деперсонификации и распространения информации, содержащихся в региональном озере данных;
- модуль обработки входящих данных, автоматизирующий процесс загрузки данных в региональное озеро данных;
- модуль организации бизнес-процессов, обеспечивающий автоматизацию процессов предоставления услуг в электронном виде и запрос информации посредством межведомственного взаимодействия;
- модуль обработки закрытых данных, выполняющий функции по организации региональных витрин данных;
- ПОДД СМЭВ4 (подсистема обеспечения доступа к данным – ред.), предназначенный для организации унифицированного регламентированного доступа к региональному озеру данных через СМЭВ 4 путем применения типовых решений;
- ПОДД СМЭВ3, предназначенный для организации межведомственного взаимодействия в том числе путем интеграции с ЕПГУ через СМЭВ 3;
- модуль обработки и хранения открытых данных, предназначенный для хранения и регламентированного предоставления доступа к деперсонифицированным открытым данным.
Модернизированная РСМВ состоит из «открытой» и «закрытой» частей. Функциональные возможности «закрытой» части исключают необходимость повторного разворачивания типового ПО для каждой создаваемой в Чувашской Республике региональной витрины данных. Все спроектированные витрины в НСУД физически создаются в РСМВ посредством экспортного формата файла (XML). Это позволяет офису управления данными контролировать все наборы и витрины данных в одном графическом интерфейсе, а региональному органу в сфере цифрового развития оптимально использовать вычислительные ресурсы ЦОД.
Кроме того, РСМВ обеспечивает возможность как ручного заполнения, так и загрузки готовых файлов в формате «CSV» и «JSON» на основе выгружаемого шаблона. При этом, для ручного ввода динамически генерируется форма с соблюдением правил форматно-логического контроля и обязательного заполнения полей, установленных владельцем набора данных. Также разработан механизм генерации программного интерфейса (API), позволяющий разработчикам информационных систем отправлять данные в созданную витрину данных и получать протокол загрузки. Оператор РСМВ администрирует учетные данные пользователей, являющихся как владельцами, так и поставщиками данных, устанавливает периодичность и правила актуализации данных, настраивает политику уведомлений.
«Открытая» часть модернизированной РСМВ представляет собой реляционную базу данных, предназначенную для хранения и передачи в сторонние информационные системы открытых данных. Правила доступа, в том числе учетные данные пользователей, определяет также оператор РСМВ. Возможности системы позволяют автоматически преобразовывать данные из «закрытой» части перед выгрузкой в «открытую» часть посредством настройки правил деперсонификации и агрегирования. При этом исходные данные остаются неизменными.
Одно из главных преимуществ регионального озера данных на базе РСМВ – возможность оперативно создать наборы данных, установить правила актуализации, оповестить организации о необходимости предоставления сведений и собрать информацию в общее хранилище. А уже затем при необходимости опубликовать в региональную витрину в НСУД, либо использовать для анализа путем публикации в «открытую» часть.
К РСМВ на текущий момент подключены все исполнительные органы власти, подведомственные учреждения и органы местного самоуправления Чувашской Республики. Таким образом, решается вопрос оперативного сбора информации даже в тех случаях, когда этой информации нет ни в одной информационной системе. Процесс создания региональных витрин данных поставлен на поток и за короткий срок эксплуатации системы в регионе развернуто 7 витрин данных, которые автоматизировано наполняются данными как из ведомственных информационных систем, так и в ручном и файловом режимах иными поставщиками информации. Региональный орган цифровизации получил инструмент для осуществления функций по управлению архитектурой данных, контроля доступа как поставщиков, так и потребителей информации, мониторинга полноты и актуальности региональных данных.
Выстроенная таким образом работа дала ожидаемый результат:
обеспечила экономию вычислительных ресурсов в 4 и более раз;
минимизировала трудовые затраты по развертыванию витрин данных более чем в 10 раз;
сократила средний срок актуализации данных более чем в 4 раза;
повысила прозрачность региональных данных;
обеспечила повышение уровня «цифровой зрелости» региона.
В краткосрочной перспективе ожидается увеличение эффективности органов власти благодаря снижению ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности данных, а также повышение точности планирования и прогнозирования, скорости и качества управленческих решений. Принятый вектор развития послужит прочным фундаментом для создания благоприятных условий по переходу на проактивный режим предоставления государственных и муниципальных услуг и создания цифрового двойника органов власти Чувашской Республики.
Для представителей бизнеса создание подсистемы актуализации витрин данных позволит повысить производительность и эффективность деятельности за счет использования актуальных отраслевых справочных, нормативных и других открытых данных, а также за счет перехода на электронные формы отчетности о своей деятельности.
В долгосрочной перспективе внедрение цифрового инструмента для сбора, актуализации и деперсонифицированного анализа государственных данных на базе современных подходов даст устойчивый результат по достижению национальных целей во всех социально-экономических сферах и направлениях Чувашской Республики.
Опыт Чувашской Республики по управлению данными